Разработка внеклассного мероприятия «Не за тридевять земель».
Автор разработки и
руководитель проекта: Егубова Людмила Вахиловна
Место работы:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№ 20» (МОУ «СОШ № 20») г. Энгельса Саратовской области
Тема: Особо охраняемые природные территории Саратовской области.
Цель: сформировать у учащихся представление о красоте, ценности и хрупкости
природы на примере охраняемых природных территорий своей малой Родины;
Задачи.
Образовательные:
а) совершенствовать знания учащихся о
системе особо охраняемых природных территорий Саратовской области;
б) обеспечить закрепление основных
биологических понятий (кальцефил, эндемик, реликт, интродуцент)
Воспитательные:
а) вызвать чувство интереса к изучению и
исследованию природы родного края;
б) мотивировать необходимость знаний для
сохранения природы в целом и природы своей малой Родины;
в) через использование ЦОР
способствовать нравственно – эстетическому воспитанию учащихся;
Развивающие:
а) используя принцип наглядности
учебного процесса развивать внимание, зрительную память учащихся,
способствовать её тренировке;
б) развивать умение сравнивать, обобщать
изученные факты;
Продолжительность: 2 урока по 40 минут
Технология: игровая
Средство обучения: обучающий медиапродукт (интерактивный плакат)
Подготовка
к занятию: В ходе
подготовки к занятию учащиеся делятся на 5 групп (по 5 человек в группе).
Каждая группа выбирает, какую либо охраняемую природную территорию, которую она
изучает более подробно и глубоко. Например: I группа изучает памятник природы
«Дьяковскаий лес»; II группа
– урочище «Буданова гора»; III – памятник природы «Кудеярова пещера»; IV – памятник природы «Кумысная
поляна»; V группа – урочище «Моховое
болото».
При проведении занятия столы в классе
ставятся полукругом. Учащиеся каждой группы сидят за отдельными столами. У
каждого школьника свой номер. Члены жюри, в состав которого входят завуч школы,
учителя смежных предметов, члены биологического кружка, старшеклассники,
оценивают работу групп в целом и каждого отдельного ученика.
Ход занятия.
Ведущий: Добрый день дорогие ребята,
уважаемые гости! Сегодня наше занятие посвящено особо охраняемым природным
территориям Саратовского края. А какой он,
наш край? «Голубые, бескрайние дали! Округлые бока холмов нежатся на
солнце и сверкают белизной меловых отложений. Трель жаворонка разносится
далеко-далеко и зовёт подняться за собой в бездонную глубину неба. Волга манит
прохладой, а леса таинственной сенью, переливами зелёных красок и
завораживающими запахами цветущих трав». [1, с. 27]
Обращаемся к интерактивному плакату [титульный лист плаката «Саратовский край –
люби его и воспевай!» Приложение].
Ведущий: О край наш удивляешь ты и радуешь!
Никто не останется равнодушным наедине с тобой. Что же даришь ты людям, чем
удивляешь и радуешь?
Обращаемся к интерактивному
плакату [титульный лист плаката «Заповедными
тропами!» (слайды 2,3,4,5)Приложение].
Ведущий: Итак, туристический маршрут в руках, отправляемся в
поход. А знатоками заповедных мест будут проводники каждой из групп. Но сначала
познакомимся с жюри (представляем жюри). Жюри будет оценивать ваши выступления
и конкурсы по 5 бальной системе. Желаю вам успехов в состязании, и пусть не
будет проигравших, а только победители!
Конкурс
«Знатоки заповедных троп».
II группа [«Заповедными тропами» (слайды 7, 8)]
IV группа [«Заповедными тропами» (слайды 9, 10)]
III группа [«Заповедными тропами» (слайды 11, 12)]
V группа [«Заповедными тропами» (слайды 13, 14)]
I группа [«Заповедными тропами» (слайды 15, 16)]
Жюри подводит итоги
конкурса.
Ведущий: «Волжской Швейцарией» называли в
старых путеводителях окрестности Хвалынска. Природа щедро одарила этот край
своими богатствами. Здесь причудливо соединились доледниковый «Затерянный мир»,
живописные меловые горы, хвойные и лиственные леса, золотистые песчаные волжские
берега. [1, с. 5]
Ребята, о какой особо охраняемой
природной территории идёт речь? Обращаемся к интерактивному плакату [презентация «Затерянный мир»]
Правильно! Это
единственный в Нижнем Поволжье национальный парк «Хвалынский», парк федерального
значения. Объявляется следующий конкурс.
Конкурс
«Знание – сила».
Работая с презентацией, ведущий задаёт вопросы учащимся, правильность
ответа оценивает жюри. Каждый ребёнок набирает баллы как индивидуально, так и
добавляет их в «копилку» своей группы.
Вопросы:
1)
Где
на территории области расположен национальный парк? (ответ: слайд 3)
2)
Когда на территории края был создан национальный
парк? (ответ: слайд 4)
3)
Назовите
эру в истории развития жизни на земле, когда территория края была самой низкой
точкой современной Приволжской возвышенности? (ответ: слайд 5)
4)
Когда
сформировалась Приволжская возвышенность? (ответ: слайд 6, 7)
5)
Какие
виды называются эндемичными? (ответ: Эдемичные виды (от греч. эндемос
«местный») – организмы, встречающиеся
только в данном районе. слайд 8)
6)
Сколько
видов флоры национального парка занесено в «Международную Красную книгу»,
«Красную книгу РФСР», «Красную книгу Саратовской области»? [ответ: В
«Международную Красную книгу» -- 2 вида,
«Красную книгу РФСР» -- 22 вида,
«Красную книгу Саратовской области» -- 119 видов растений? [2, с.88] (слайд 9))
7)
Какие
виды называются реликтовыми? (ответ: Реликтовые виды – это остатки и потомки
представителей древних ранее существовавших на данной территории флор и фаун,
сохранившиеся единично или небольшими группами в отдалённых местах, где
сохранились благоприятные условия их обитания (слайд 10,11)
8)
Сколько
видов фауны национального парка занесено в «Красную книгу РСФСР», в «Красную
книгу Саратовской области»? (ответ: В «Красную книгу РСФСР» занесено 45 видов
животных, в «Красную книгу Саратовской области» 120 видов, обитателей лесов,
степей, лесных болот. [2, с.88] (слайд 12))
Далее ведущий приводит дополнительные
сведения о парке (слайды 13, 14, 15, 16)
Ведущий: Какие бы наказы дали вы тому, кто
собирается прийти в «гости к природе»? (Наказы ребят обобщаются и формулируются
в виде «Экологического кодекса человека разумного» (слайд 17))
Жюри подводит итоги
конкурса «Знание – сила ».
Ведущий: Ну, а сейчас
немного отдохнём!
Руки, ноги разомнём.
Вспомним то, что сохраняем,
Богатство края умножаем.
Конкурс «Кто
больше».
По одному ученику из
каждой группы становятся в круг. Им объявляется задание, например, назовите
растения, занесённые в «Красную книгу Саратовской области». Ребята, взявшись за
руки, идут по кругу и говорят:
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть!
Ну-ка, думай, вспоминай
И растенья называй!
Затем по команде «стоп»
останавливаются и называют охраняемые растения. Кто промолчит более 3 с или
допустит ошибку, выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется один
участник. Его группе присуждается победный балл. Повторять названия растений
нельзя. Также жюри учитывает и правильные индивидуальные ответы.
Обращаемся к
интерактивному плакату [«Памятники
природы и сакральные памятники национального
парка»]
Конкурс
«Сохрани меня».
Каждая группа получает
задание, работая с интерактивным плакатом, подготовиться и рассказать об одном
охраняемом объекте национального парка «Хвалынский». Объект группы выбирают
путём жеребьёвки. За дополнительные сведения, собственные впечатления от
посещения этих мест добавляется 1 балл. На подготовку и защиту объекта
отводится не более 5 мин.
Жюри подводит итоги
конкурса.
Обращаемся к
интерактивному плакату [«Мой край
родной»]
Конкурс «Ох,
уж эти кроссворды!».
Один ученик из каждой
группы путём жеребьёвки выбирает номер
вопроса. Правильный ответ засчитывается в «копилку» группы и индивидуально
участнику. В случае неправильного ответа вопрос передаётся другой группе.
Жюри подводит итоги
конкурса.
Обращаемся к интерактивному
плакату [«Краеведческая копилка»]
Игра «Краеведческая
копилка».
Ребята знакомятся с
правилами игры «Краеведческая копилка». Лидирующей группе предоставляется право
первой ответить на два вопроса копилки. Затем в игру вступают остальные участники.
Жюри подводит итоги игры.
Ведущий: Вот и подошло к концу наше занятие
«Не за тридевять земель». Чудесами полон любой уголок российской земли. А
саратовская земля – это настоящий кладезь чудес.
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят!
Дрожит камыш на считанных
озёрах,
И считанные рыбы плавают в
реках.
И восковые считанные зёрна
Неслышно зреют в малом
колоске.
Неужто внуки лишь по Красной
книге
Узнают, как богаты были мы!
(Р. Рождественский)
Ребята! Давайте всегда
помнить: земля, по которой мы ходим, на которой растём, живём, радуемся и
работаем – это наша земля. Нужно вместе
хранить, любить и беречь её.
Жюри подводит
окончательные итоги. Победители в групповом и личном зачёте награждаются
грамотами.
Список
использованных источников.
1.
Савинов, В. Национальный парк «Хвалынский» [Текст]:
к 10-летию Национального парка «Хвалынский» / В. Савинов, Л. Анисимова, В.
Непочатых, И. Кокова; под общей редакцией В. Савинова; Саратов: Изд-во
Саратовской губернской торгово-промышленной палаты, 2004.- 120 с.
2.
Сельцер, В. Б. Биологическое краеведение [Текст]:
учеб. пособие для 7 класса / В. Б. Сельцер, Л. П. Худякова, Н. В. Дмитриева, Р.
Л. Сосновская. – Изд-е 2-е, доп. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -
«Добродея». 2008. – 96 с. (16 с. цв. вкл.)
Таким образом, использование электронных образовательных
средств нового типа, применение метода проектов, игровых технологий способствует развитию познавательных,
творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развивать критическое мышление, сочетать все виды работы: индивидуальную, парную,
групповую, коллективную. Учитель при таком подходе выступает консультантом,
партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников.
|