Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 22.12.2024, 04:33

...

Меню сайта
Категории раздела
Конспекты уроков [2]
Презентации [3]
Дидактические материалы [5]
Иное [5]
Block title
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Биология » Конспекты уроков

Разработка внеклассного мероприятия «Не за тридевять земель».
[ Скачать с сервера (22.0 Kb) ] 05.12.2011, 22:48

Разработка внеклассного мероприятия «Не за тридевять земель».

Автор разработки и руководитель проекта: Егубова Людмила Вахиловна

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» (МОУ «СОШ № 20») г. Энгельса Саратовской области

Тема: Особо охраняемые природные территории Саратовской области.

Цель: сформировать у учащихся представление о красоте, ценности и хрупкости природы на примере охраняемых природных территорий своей малой Родины;

Задачи.

 Образовательные:

а) совершенствовать знания учащихся о системе особо охраняемых природных территорий Саратовской области;

б) обеспечить закрепление основных биологических понятий (кальцефил, эндемик, реликт, интродуцент)

Воспитательные:

а) вызвать чувство интереса к изучению и исследованию природы родного края;

б) мотивировать необходимость знаний для сохранения природы в целом и природы своей малой Родины;

в) через использование ЦОР способствовать нравственно – эстетическому воспитанию учащихся;

Развивающие:

а) используя принцип наглядности учебного процесса развивать внимание, зрительную память учащихся, способствовать её тренировке;

б) развивать умение сравнивать, обобщать изученные факты;

Продолжительность: 2 урока по 40 минут

Технология: игровая

Средство обучения: обучающий медиапродукт (интерактивный плакат)

Подготовка к занятию: В ходе подготовки к занятию учащиеся делятся на 5 групп (по 5 человек в группе). Каждая группа выбирает, какую либо охраняемую природную территорию, которую она изучает более подробно и глубоко. Например: I группа изучает памятник природы «Дьяковскаий лес»; II группа – урочище «Буданова гора»; III – памятник природы «Кудеярова пещера»; IV – памятник природы «Кумысная поляна»; V группа – урочище   «Моховое болото».

          При проведении занятия столы в классе ставятся полукругом. Учащиеся каждой группы сидят за отдельными столами. У каждого школьника свой номер. Члены жюри, в состав которого входят завуч школы, учителя смежных предметов, члены биологического кружка, старшеклассники, оценивают работу групп в целом и каждого отдельного ученика.

Ход занятия.

Ведущий: Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня наше занятие посвящено особо охраняемым природным территориям Саратовского края. А какой он,  наш край? «Голубые, бескрайние дали! Округлые бока холмов нежатся на солнце и сверкают белизной меловых отложений. Трель жаворонка разносится далеко-далеко и зовёт подняться за собой в бездонную глубину неба. Волга манит прохладой, а леса таинственной сенью, переливами зелёных красок и завораживающими запахами цветущих трав». [1, с. 27]

 Обращаемся к интерактивному плакату [титульный лист плаката «Саратовский край – люби его и воспевай!» Приложение].

Ведущий: О край наш удивляешь ты и радуешь! Никто не останется равнодушным наедине с тобой. Что же даришь ты людям, чем удивляешь и радуешь?

Обращаемся к интерактивному плакату [титульный лист плаката «Заповедными тропами!» (слайды 2,3,4,5)Приложение].

Ведущий: Итак,  туристический маршрут в руках, отправляемся в поход. А знатоками заповедных мест будут проводники каждой из групп. Но сначала познакомимся с жюри (представляем жюри). Жюри будет оценивать ваши выступления и конкурсы по 5 бальной системе. Желаю вам успехов в состязании, и пусть не будет проигравших, а только победители!

Конкурс «Знатоки заповедных троп».

II группа [«Заповедными тропами» (слайды 7, 8)]

IV группа [«Заповедными тропами» (слайды 9, 10)]

III группа [«Заповедными тропами» (слайды 11, 12)]

V группа [«Заповедными тропами» (слайды 13, 14)]

I группа [«Заповедными тропами» (слайды 15, 16)] 

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий: «Волжской Швейцарией» называли в старых путеводителях окрестности Хвалынска. Природа щедро одарила этот край своими богатствами. Здесь причудливо соединились доледниковый «Затерянный мир», живописные меловые горы, хвойные и лиственные леса, золотистые песчаные волжские берега. [1, с. 5]

       Ребята, о какой особо охраняемой природной территории идёт речь? Обращаемся к интерактивному плакату [презентация «Затерянный мир»]

Правильно! Это единственный в Нижнем Поволжье национальный парк «Хвалынский», парк федерального значения. Объявляется следующий конкурс.

Конкурс «Знание – сила».

Работая с презентацией, ведущий задаёт вопросы учащимся, правильность ответа оценивает жюри. Каждый ребёнок набирает баллы как индивидуально, так и добавляет их в «копилку» своей группы.

Вопросы:

1)               Где на территории области расположен национальный парк? (ответ: слайд 3)

2)               Когда  на территории края был создан национальный парк? (ответ: слайд 4)

3)               Назовите эру в истории развития жизни на земле, когда территория края была самой низкой точкой современной Приволжской возвышенности? (ответ: слайд 5)

4)               Когда сформировалась Приволжская возвышенность? (ответ: слайд 6, 7)

5)               Какие виды называются эндемичными? (ответ: Эдемичные виды (от греч. эндемос «местный») – организмы,  встречающиеся только в данном районе. слайд 8)

6)               Сколько видов флоры национального парка занесено в «Международную Красную книгу», «Красную книгу РФСР», «Красную книгу Саратовской области»? [ответ: В «Международную Красную книгу» -- 2 вида,  «Красную книгу РФСР» -- 22 вида,  «Красную книгу Саратовской области» -- 119 видов растений? [2, с.88] (слайд 9))

7)               Какие виды называются реликтовыми? (ответ: Реликтовые виды – это остатки и потомки представителей древних ранее существовавших на данной территории флор и фаун, сохранившиеся единично или небольшими группами в отдалённых местах, где сохранились благоприятные условия их обитания (слайд 10,11)

8)               Сколько видов фауны национального парка занесено в «Красную книгу РСФСР», в «Красную книгу Саратовской области»? (ответ: В «Красную книгу РСФСР» занесено 45 видов животных, в «Красную книгу Саратовской области» 120 видов, обитателей лесов, степей, лесных болот. [2, с.88] (слайд 12))

Далее ведущий приводит дополнительные сведения о парке (слайды 13, 14, 15, 16)

Ведущий: Какие бы наказы дали вы тому, кто собирается прийти в «гости к природе»? (Наказы ребят обобщаются и формулируются в виде «Экологического кодекса человека разумного» (слайд 17))

Жюри подводит итоги конкурса «Знание – сила ».

Ведущий:  Ну, а сейчас немного отдохнём!

                    Руки, ноги разомнём.

                    Вспомним то, что сохраняем,

                    Богатство края умножаем.

Конкурс «Кто больше».

По одному ученику из каждой группы становятся в круг. Им объявляется задание, например, назовите растения, занесённые в «Красную книгу Саратовской области». Ребята, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

                Раз, два, три, четыре, пять!

                Начинаем мы играть!

                Ну-ка, думай, вспоминай

                И растенья называй!

Затем по команде «стоп» останавливаются и называют охраняемые растения. Кто промолчит более 3 с или допустит ошибку, выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется один участник. Его группе присуждается победный балл. Повторять названия растений нельзя. Также жюри учитывает и правильные индивидуальные ответы.

Обращаемся к интерактивному плакату [«Памятники природы и сакральные памятники  национального парка»]

Конкурс «Сохрани меня».

Каждая группа получает задание, работая с интерактивным плакатом, подготовиться и рассказать об одном охраняемом объекте национального парка «Хвалынский». Объект группы выбирают путём жеребьёвки. За дополнительные сведения, собственные впечатления от посещения этих мест добавляется 1 балл. На подготовку и защиту объекта отводится не более 5 мин.

Жюри подводит итоги конкурса. 

Обращаемся к интерактивному плакату [«Мой край родной»]

Конкурс «Ох, уж эти кроссворды!».

Один ученик из каждой группы путём жеребьёвки выбирает  номер вопроса. Правильный ответ засчитывается в «копилку» группы и индивидуально участнику. В случае неправильного ответа вопрос передаётся другой группе.

Жюри подводит итоги конкурса.

Обращаемся к интерактивному плакату [«Краеведческая копилка»]

Игра «Краеведческая копилка».

Ребята знакомятся с правилами игры «Краеведческая копилка». Лидирующей группе предоставляется право первой ответить на два вопроса копилки. Затем в игру вступают остальные участники. Жюри подводит итоги игры.

Ведущий: Вот и подошло к концу наше занятие «Не за тридевять земель». Чудесами полон любой уголок российской земли. А саратовская земля – это настоящий кладезь чудес.

                  Богаты мы!

                  Но считанные птицы

                  Над считанными рощами летят!

                 Дрожит камыш на считанных озёрах,

                  И считанные рыбы плавают в реках.

                  И восковые считанные зёрна

                  Неслышно зреют в малом колоске.

                  Неужто внуки лишь по Красной книге

                  Узнают, как богаты были мы!

                                                              (Р. Рождественский)

Ребята! Давайте всегда помнить: земля, по которой мы ходим, на которой растём, живём, радуемся и работаем – это наша  земля. Нужно вместе хранить, любить и беречь её.

Жюри подводит окончательные итоги. Победители в групповом и личном зачёте награждаются грамотами. 

 

Список использованных источников.

1.       Савинов, В. Национальный парк «Хвалынский» [Текст]: к 10-летию Национального парка «Хвалынский» / В. Савинов, Л. Анисимова, В. Непочатых, И. Кокова; под общей редакцией В. Савинова; Саратов: Изд-во Саратовской губернской торгово-промышленной палаты, 2004.- 120 с.

2.       Сельцер, В. Б. Биологическое краеведение [Текст]: учеб. пособие для 7 класса / В. Б. Сельцер, Л. П. Худякова, Н. В. Дмитриева, Р. Л. Сосновская. – Изд-е 2-е, доп. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2008. – 96 с. (16 с. цв. вкл.)

 

Таким образом, использование электронных образовательных средств нового типа, применение метода проектов, игровых технологий  способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию,  развивать  критическое  мышление,  сочетать все виды работы: индивидуальную, парную, групповую, коллективную. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников.

 

 

 

 

 

Категория: Конспекты уроков | Добавил: nikita26
Просмотров: 3219 | Загрузок: 256 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши друзья
Методсовет Каталог сайтов 'Российское образование в сети'
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz