«ИНТЕГРАЦИЯ – ЭТО…»
Вступление на семинаре «Интеграция
образовательных областей, как условие современного педагогического
процесса» 15.12.2011 Вардугиной В.А.
Введение интеграции
предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее
время перед школой и обществом в целом.
Современная система
образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально
развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины
связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
·
Применительно к
системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два
значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об
окружающем мире; во-вторых, это нахождение общего в предметных знаниях.
·
Когда возможна
интеграция предметов?
Она предполагает
выполнение трёх условий:
- объекты
исследования должны совпадать или быть достаточно близкими;
- в интегрированных
учебных предметах используются одинаковые, близкие методы исследования;
- интегрируемые учебные
предметы строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.
·
Интеграция не
отвергает дифференциацию в обучении, а дополняет традиционное предметное
обучение, способствует воспитанию широкоэрудированного молодого человека,
обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно
систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению
различных проблем.
·
Интегрированное обучение:
1) способствует развитию научного стиля
мышления учащихся;
2) даёт возможность широкого применения
учащимися естественнонаучного метода познания;
3) формирует комплексный подход к
учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или
иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
4) повышает качество знаний учащихся;
·
5) повышает и развивает интерес учащихся
к предметам естественно-математического цикла;
6) формирует у учащихся общие понятия
физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки:
вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения,
экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
7) формирует убеждение учащихся, что они
могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые
предлагаются в учебнике;
8) расширяет кругозор учащихся
9) приобщает школьников к
научно-исследовательской деятельности
·
При использовании интегрированных
подходов могут быть разные результаты:
а) рождение абсолютно новых предметов;
б) рождение новых интегрированных
курсов;
в) рождение цикла уроков, объединяющих
материал одного или нескольких предметов с сохранением независимого
существования;
г) разовые интегрированные уроки.
·
Наше общество находится в постоянном
развитии и через систему образований выдвигает и реализует все новые требования
к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:
- к обучаемости, т.е. к постоянному
самообразованию, освоению новых видов деятельности,
- к интеллектуально-физическому развитию
т.к. доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым людям,
- к способности мыслить и действовать
творчески.
Многие из этих качеств можно развить,
вводя в школах интегрированные курсы, интегрированные уроки, используя
компьютерные технологии, желание педагогов научить видеть мир целым, а не раздробленным
на кусочки маленьких сведений и представлений, которые легко забываются и не
находят применение в реальной окружающей действительности.
·
Интегративный подход - путь, способ, направление достижения
целей интеграции, заключающихся в формировании состояния связанности отдельных
частей и функций системы в целое, восстановлении единства.
Очевидно, что
учитель химии должен быть разносторонним специалистом: от него требуется
высокий уровень теоретической подготовки, хорошая подготовка в области химического
эксперимента и владение искусством его постановки (в том числе и с
использованием компьютера), широта политехнического кругозора, а также
подготовленность к профориентационной работе. При изучении химии особое
внимание уделяется эксперименту, поэтому он должен занимать соответствующее
место в широком спектре умений и навыков учителя химии.
О том, какие
интегративные подходы в работе используют педагоги Энгельса и Энгельсского
района наш семинар.
Оглашение
плана семинара.
|