|
Каталог файлов
Доклад«Игровые здоровьесберегающие нестандартные ситуации на уроках физики»
[ Скачать с сервера (71.0 Kb)
]
| 16.11.2012, 22:20 |
«Игровые здоровьесберегающие нестандартные ситуации на уроках физики» Автор: учитель физики МБОУ «СОШ №1» г. Энгельс Шевлякова Светлана Евгеньевна
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными – это мертвый груз. А, может быть, забыв про все на свете, И поиграть? Ведь игры любят дети: «Представим, что мы в маленькой ладье, Минуя Лету, мы причалим где?..»
Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице «Делу время - потехе час», рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Игра – удивительный феномен нашего существования. Это уникальное изобретение человека для получения не только удовольствия, но и для развития познавательного интереса, для того, чтобы соединить замечательный мир детства с прекрасным миром науки. Человеческая культура возникла и развивается в игре, как игра. Й. Хейзинг С самых первых минут своего рождения ребёнок начинает познавать мир. Родные и знакомые, окружающие его, помогают ему в этом, постоянно разговаривая и играя с ним. ИГРА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ МИРА! Она сопровождает ребенка на всех этапах его развития. Она заложена в его психике с рождения. Чем старше становится ребенок, тем сложнее и серьезнее становятся игры. В наш век, век развития науки и техники, на первый план выходят компьютеры. Но знакомство с компьютерной техникой у ребенка идет опять же через игру. Играть любят все дети. Учиться, играя, не откажется, пожалуй, ни один обучающийся. Дидактические игры на уроках - это, прежде всего одна из форм обучения школьников. Цель дидактических игр – формирование устойчивого интереса к предмету, развитие логического мышления, памяти, интеллекта, творчества, умения применять свои знания на практике. По степени сложности среди школьных предметов физика занимает одно из ведущих мест, т.к. требует напряженной умственной деятельности учащихся. Огромное значение в предупреждении утомления играет четкая организация учебного труда. На уроках физики значительная часть учебной деятельности связана с классной доской. Очень важно, чтобы на доске были план работы на уроке и список заданий с указанием степени сложности. Тогда ученик сможет распределить свои силы, выбрать задания соответствующей степени сложности. Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: • в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость; • в социальном плане - он коммуникабелен, общителен; • в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; • в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; • в нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие ценности. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: • благоприятный эмоциональный настрой; • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); • построение урока с учетом работоспособности учащихся; • строгая дозировка учебной нагрузки; • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. Как же облечь урок в игровую форму, сохраняя при этом здоровье учащихся? Здесь великое множество вариантов. На своих уроках игровую ситуацию я задаю: неожиданной постановкой или формулировкой вопроса (интрига урока) • созданием проблемной ситуации • необычайной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествие в сказку, урок – детектив, урок – бенефис) • использованием игровых элементов, «нешаблонных» заданий
Дидактические игры должны быть очень разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения. Классифицируя физические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить 4 типа игр. ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ, основанные на внесение элементов воображаемой ситуации и используемые с целью повторения и обобщения изучаемого материала. (Сочинение, сказки). ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ, связанные с выявлением победителя. Здесь могут быть индивидуальные и коллективные победители. Это эстафеты, «Поле чудес», любые игры на знания формул, единиц измерения, имен ученых, определений, законов и т.д. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО ЗАДАНИЯ: придумай или отгадай загадку, открой «Ларец», «Отгадай слово», «Объяснялки», объясни занимательный опыт и т.д. ИГРЫ С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ: «Физическое лото», «Базар» и др. Стараюсь использовать игры на различных этапах урока: - при подготовке к изучению нового материала - «игры-разминки» для мобилизации внимания - при устном изложении учебного материала - «Из уст в уста», «Найди ошибки», - при закреплении – приемы нетрадиционного опроса: «Ответы по кубикам», «Цветок», «Дерево», «Рассказ наоборот», «Ассоциации», - при повторении и обобщении материала - «Отгадай термин», «Рекламный плакат», «Кроссворд», «Что хотите говорите» - при проверке и систематизации знаний – блиц – турнир, аукцион знаний, «Чудо-фраза», «Помню - знаю», «Кто больше», «Намеки», «Прерванный рассказ». Например: Задание «Найди ошибку» может предлагаться в разных вариантах: поиск ошибок в рассказе учителя, в специально подготовленном тексте, при решении задачи. Задание (текст зачитывает учитель): обсудите выделенные в тексте слова и словосочетания. Ответ ученика 7 класса: «Я знаю три состояния вещества: жидкое, твёрдое и парообразное. Эти, ну как их, вещества состоят из частиц. А частицы – это атомы и молекулы. Атомы состоят из молекул. Частицы обычно движутся. В твёрдых телах они не движутся, поэтому эти тела сохраняют свою форму. Чем выше температура, тем больше скорость движения частиц. При нагревании молекулы расширяются, и тела поэтому тоже увеличиваются в размерах. Частицы взаимодействуют друг с другом, то есть притягиваются, иначе бы твёрдые тела рассыпались. Если рассмотреть лёд, воду и пар, то они отличаются не молекулами, а только расположением молекул». ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ. 7 класс, изучение темы «Строение вещества». Одна группа детей на уроке изображает поведение молекул в твёрдых телах - дети становятся изображая кристаллическую решётку, берутся за руки и хаотически колеблются, другая группа детей демонстрирует строение жидкостей - дети уже не так крепко держатся за руки, расстояние между ними больше, движение молекул хаотическое, третья группа учеников изображает строение газов и поведение молекул в нём: молекулы свободно двигаются, изредка сталкиваются между собой. Все модели наглядны и хорошо запоминаются. 8 класс, изучение темы «Теплопроводность» Прошу всех учеников выйти из-за парт и стать в шеренги. Прошу: «Изобразите гвоздь. Мы частички этого гвоздя. Предлагаю показать, как ведут себя частички этого гвоздя. Объявляю: «Нагреваем кончик гвоздя. Изобразите, что происходит с каждой частичкой гвоздя». Упражнения для формирования правильной осанки и дыхательная гимнастика. Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок. Крутим – вертим головой, Разминаем шею. Стой! И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперед. И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идет. (Дети садятся за парты.)
Я не отказываюсь от классической схемы урока. На своих уроках я стараюсь соединить традиционное с новым, занимательность, интригу, какую – нибудь интересную деталь, которые так же, как удачно подобранное украшение к костюму, дополняют, делают урок завершенным. Урок-зачет в 8 классе Электрические явления Урок проходит по правилам телеигры «Умники и умницы» Игра включает в себя 3 АГОНА. В каждом АГОНЕ играют 3 ученика, остальные считаются «теоретиками». Для того чтобы выбрать игроков на АГОН, а также для того чтобы выбрать дорожку игры (красную, желтую, зеленую) учащимся заранее дается задание. Например, составить ребус, кроссворд, стихи и т.д по теме. Авторы наиболее интересных работ и являются игроками. Для выбора дорожки конкурс ораторского искусства на тему: «Роль электрических явлений в нашей жизни». Жюри решает кому из них предоставить право выбора дорожки. На красной дорожке учащийся не может допустить ни одной ошибки. Эта дорожка самая короткая, но самая трудная. На желтой дорожке можно ошибиться 1 раз. На зеленой – 2 раза, ход считается результативным. За правильный четкий ответ участнику игры или теоретику присваивается звание «Умника» и вручается орден «Умника». Победитель АГОНА получает зачет по теме, остальные участники агона становятся теоретиками. Если участник не дал правильного ответа на вопрос, право ответа предоставляется теоретикам. Им также вручается орден. Для того, чтобы всем учащимся дать возможность получить зачет, предусмотрены дополнительные вопросы (4 АГОН). 1 АГОН 1. – Вы, дочь философа Фалеса Милетского. Вы живете две с половиной тысячи лет назад в богатом и красивом городе Милете. Вот Вам веретено. Вы прядете шерсть. Из какого материала ваше веретено и почему Вы так решили? (Из янтаря. «Янтарь» в переводе с греческого – электрон. Фалес Милетский первым описал явление электризации.) 2 Вы, итальянский физик, один из основателей учения об электрическом токе. Вы создали первый гальванический элемент, чем положили начало учению об электрическом токе. Кто Вы? (Алессандро Вольта) 2 АГОН 1. .«В избушке жила старушка с котом и курицей. Кота звали сыночком, он умел выгибать спину, мурлыкать и даже пускать искры, если его гладили против шерсти» (Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»). Почему кот «испускал» искры, когда его гладили? (Происходит явление электризациии) 2. Назовите фамилию этого ученого, который теоретически обосновал и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением на концах участка, сопротивлением этого участка. 3 АГОН 1. Почему бытовые приборы необходимо соединять параллельно? (Чтобы исключить выхода из строя одновременно всех приборов) 2. Елочная гирлянда состоит их лампочек, каждая из которых рассчитана на 6В. Сколько лампочек в елочной гирлянде? (37) 4 АГОН 1. Из приведенных ниже формул выбери формулу удельного сопротивления вещества I=q/t R=ρl/S R=U/I ρ=RS/l U=A/q (ρ=RS/l ) Задачи такого урока: 1. обобщение материала темы, а также некоторое его углубление; 2. коррекция и контроль знаний; 3. развитие познавательное интереса учащихся к физике; 4. развивать навыки делового общения. Данный урок проводится согласно календарно-тематическому планированию.
Я глубоко убеждена, что урок, на котором присутствует игра, способствует развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Игровая ситуация на уроке делает его живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Совмещение игрового, физкультурного, успокаивающего и образовательного моментов урока очень нравится детям, улучшает климат на уроке, облегчает заучивание. И это весьма результативно, очень просто и очень весело! Играйте на здоровье!
|
Категория: Иное | Добавил: Svetlana
|
Просмотров: 1195 | Загрузок: 73
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|