Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 22:35

...

Меню сайта
Категории раздела
Конспекты уроков [1]
Презентации [2]
Дидактические материалы [0]
Иное [4]
Block title
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Физика » Иное

Оценка как фактор повышения внутренней мотивации обучения
[ Скачать с сервера (1.38 Mb) ] 04.03.2013, 20:49
Традиционная оценка достижений учащихся выражает реакцию на степень и качество соответствия достигнутых учащимися знаний и умений установленным стандартам. Она становится для учителя средством оповещения (учеников класса, учителей, родителей, государства) о состоянии и проблемах образования. Любой вид оценки создает определенный эмоциональный фон и вызывает эмоциональную реакцию ученика. Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, «записать» в разряд отстающих, усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Существующая система оценивания образовательных достижений учащихся положительных функций не выполняет. Поэтому назрела необходимость ее изменить.
В жизни любого человека практически все его действия, им совершенные, происходят при наличии какого-либо мотива. Мотив может быть разным: гуманным и антигуманным, социальным и асоциальным, тактическим и стратегическим, бескорыстным и меркантильным, страстным и бесстрастным, познавательным, игровым и др.
В основе моей работы лежат принципы повышения внутренней мотивации обучения.
Одним из важных факторов влияния на заинтересованность ученика в приобретении знаний является оценивание всех видов его труда, т. е. выставление оценок за деятельность разного рода.
Оценка, получаемая на уроке, позволяет влиять на уровень интереса к учебе, а оценка за четверть – очень значимый результат для любого ученика, особенно для обучающихся в профильном классе.
Каждая проверочная работа, проводящаяся в классе, преследует свою стимулирующую цель: либо к заучиванию конспекта, либо к овладению умением решать задачи определенной сложности, либо к пониманию предмета исследования.
Рассмотрим разные виды проверки.
1) Ознакомление с новым материалом в старших классах физико-математического профиля провожу чаще всего в форме учебной лекции. На таком занятии ученик может задать вопрос по любому непонятному фрагменту, попросить что-то растолковать, уточнить правильность своего понимания материала.
В конце урока я организую микротест, содержащий всего пять утверждений. С утверждениями нужно либо согласиться, либо не согласиться (поставить «+» или «-« перед номером каждого).
Инструкцию по работе с микротестом объясняю в начале урока перед лекцией, тем самым создаю мотив к более внимательному прослушиванию нового материала для получения более высокой оценки. Тест тренирует также у ученика память.
Вот пример содержания микротеста.
Оцениваю микротест по привычной для всех пятибалльной шкале. Оценку «5» выставляю
2) Заучивание конспекта лекции – домашнее задание. На следующем уроке нужно воспроизвести конспект в классе; это – проверка выполнения домашнего задания. Важность этой работы очень высока: она формирует теоретическую базу ученика. От нее зависит многое: прочность и полнота приобретаемых знаний, умение устанавливать взаимосвязи, формирование навыка самостоятельно заниматься. Понимая важность этого задания, я каждый раз объясняю, как нужно заучивать и для чего это нужно.
При проведении проверочной работы по написанию конспекта я требую воспроизвести конспект в точности: каким он имеется в тетради. Творчества здесь тоже не требуется.
Оценку «5» ставлю в том случае, если ученик правильно и полностью воспроизвел содержание конспекта или в работе допустил незначительные неточности. Оценку «4» ставлю при наличии ошибки, не имеющей принципиального характера, или при пропуске незначительного фрагмента конспекта. Оценки «3» удостаивается тот, кто допустил грубые ошибки физического характера либо написал неполный конспект.
3) Зачет по текущей главе (после окончания лекционных занятий). На подготовку отводится до недели с обязательным учетом выходных дней. В это время провожу консультацию, на которой ученики вправе задать любой вопрос по изученной теме.
Зачетное занятие провожу в письменной форме. Ученик берет билет с номером зачетного вопроса и в течение одного урока работает. Требуется воспроизвести один из конспектов. Так как для успешной сдачи зачета необходима более тщательная подготовка, чем к отдельному уроку, и по всему материалу, «стоимость» каждой однотипной оценки (например «5») значительно больше, чем при предыдущем виде работы.
При подведении итогов в первую очередь отмечаю работы, написанные на «5». В каждую тетрадь с такой оценкой вкладываю «Похвальный лист». В нем выражается благодарность и ученику, и родителям за совместный труд с пожеланиями дальнейших успехов. Вот так он выглядит.
4) Решение задач начинаю сразу после окончания лекционных занятий. Но до зачета решаем задачи простые, требующие знания только формул и определений. Основная деятельность начинается после зачета.
Все задачи, решаемые в классе и задаваемые на дом, имеют определенную степень сложности, оцениваемую по пятибалльной шкале. Простейшие задачи, в которых нужно только подставить числа в формулу, оцениваются в «2» балла. Если в задаче требуется из формулы выразить некоторую величину или воспользоваться двумя простыми формулами, то ей «присваивается» степень сложности в «3» балла. Более сложные задачи, а также задачи, решаемые по алгоритму имеют степень сложности «4» балла. Если же решение задачи требует оригинальных мыслительных действий или сложных математических преобразований, то такая задача относится к уроку сложности «5» баллов.
При решении задач ученик начинает практически применять те знания, которые он приобрел на лекционных уроках. Он на практике ощущает, срабатывают или не срабатывают механизмы его памяти, достаточна ли его тематическая оснащенность, мыслительные умения, выявляются широкие возможности для самоанализа, рефлексии. Ученик должен сам для себя определить причины, приводящие его к успеху.
На уроке решения задач ученик получает карточку, состоящую из 5-10 вопросов и задач разного уровня сложности, подобранных по методам решения. В начале каждой задачи в скобках проставлен балл сложности, а в конце - напечатан ответ.
Привожу пример заданий

5) Контрольная работа. Накануне ее проведения (дата объявляется заранее) ученик получает пробный вариант работы или оглашается название контрольной работы из сборника тестов «Контрольные работы по физике 10 и 11 класс» Марон, . По содержанию пробный вариант немного отличается от контрольного варианта.
На контрольной ученикам предлагаю подборку, как правило, из 6-9 задач в каждом варианте. Максимальная «стоимость» их такова: I уровень – 2-3 задачи на «3» балла; II уровень – 2-3 задачи на «4» балла; III уровень – 2-3 задачи на «5» баллов )это задачи творческого уровня, примерно уровня «С» экзамена ЕГЭ или городской олимпиады).
Ученику требуется приступить к решению задач одного из уровней или же выполнить I уровень и дополнительно решить 1-2 задачи из II уровня, чтобы получить оценку «4», или выполнить II уровень и решить 1-2 задачи из III уровня, чтобы получить оценку «5».
Если задача решена неправильно, то за нее ученик тоже получает баллы, но меньшие, чем номинальная «стоимость» задач данного уровня.
Завершается контрольная работа знакомством с правильными ответами. В конце сборника задач имеются варианты ответов, ученик сравнивает их со своими ответами. Этот первичный самоанализ позволяет ученику сразу узнать свой предварительный результат; тем самым снимается «синдром ожидания оценки», снижается тревожность.
Необходимо нацелить ученика на исследование себя, на более активный труд; предложить ему подбор задач с более пологой «лестницей сложности». Желание получить высокую оценку за контрольную работу приводит ученика в итоге к более продуманной подготовке к ней, к целенаправленной работе над разной сложности задачами, к самоанализу возникновения проблем и их устранению.
Понятно, что «стоимость» оценки, полученной за контрольную работу, самая высокая (решать задачи сложнее, чем выучить теоретический материал).
В начале уроке, следующего за контрольной работой, объявляю ПОБЕДИТЕЛЯ в этой контрольной работе и его результаты в баллах. Этот элемент методики рейтинговой оценки, культивирует дух здорового соперничества, конкуренции в знаниях и умениях, повышает стремление к выработке умения быстро решать задачи. Некоторые ученики, стремясь повысить свой рейтинг, просят разрешения переписать контрольную работу.
6) Лабораторные работы.
При выполнении оцениваю и стимулирую умение планировать свои действия, культуру работы и полученный результат. Обязательно требую вывод, который свидетельствует о понимании изучаемого процесса. Оценку «5» ставлю за полное и правильное выполнение работы, при наличии правильного вывода, при соблюдении техники безопасности и при ответе на контрольный вопрос. Если ответ на контрольный вопрос отсутствует, а вся остальная работа выполнена правильно, то ставлю оценку «3». При выполнении только прямых измерений и при отсутствии вывода ставлю оценку «3».
При выставлении итоговой оценки за год или полугодие учитываются только вда проверки – лабораторные, зачетные
Категория: Иное | Добавил: Svetlana
Просмотров: 777 | Загрузок: 52 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши друзья
Методсовет Каталог сайтов 'Российское образование в сети'
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz