Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 20.10.2017, 06:27

...

Меню сайта
Категории раздела
Конспекты уроков [1]
Презентации [0]
Дидактические материалы [0]
Иное [0]
Block title
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Экология » Конспекты уроков

Глобальные экологические проблемы. 11 класс.
[ Скачать с сервера (47.4Kb) · Скачать удаленно (29,65 Мб) ] 29.11.2011, 20:25
Разработка урока по теме
«Глобальные экологические проблемы современности»

Автор: учитель биологии Николаева С.Б.
МОУ «Лесная СОШ» Бийского района Алтайского края

Тема урока: Глобальные экологические проблемы современностиЦель:
 создать условия для формирования представления о глобальных экологических проблемах и их последствиях, осознания личного вклада каждого человека в создание и решение глобальных экологических проблем, формирования представления глобальных экологических проблем человечества;
 развивать аналитико-синтетические способности учащихся, творческое мышление, умение использовать ранее полученные знания, работать в заданном темпе;
 воспитывать коммуникативную культуру через работу в группе, осуществлять экологическое воспитание учащихся, формировать активную жизненную позицию.

Оборудование: бланки для работы в группах (см. приложение №1) и бланки для проведения рефлексии по количеству групп (см. приложение №2), презентация по теме урока и оборудование для ее демонстрации.

Форма проведения занятия: экологический тренинг

Ход занятия:

Мне необходимо разобраться самому, а чтобы
разобраться самому, необходимо думать сообща.
Б.Васильев
Вступительное слово учителя для создания эмоциональной атмосферы, на фоне лирической мелодии, во время речи демонстрируются слайды презентации Слайд ## 2 - 13
Вы знаете, мы живем на абсолютно уникальной планете! Она неповторима в переделах Солнечной системы и нет точных доказательств, что существуют ее двойники в других звездных системах! Ее уникальность заключается том, что наша планета живая! И жизнь на ней столь разнообразна и многолика, что многие ее формы кажутся нам непонятными, а иногда и ненужными! Не осознавая сложности стройной и гармоничной системы жизни, мы зачастую нарушаем тонкий баланс своим грубым невежественным вторжением, которое приводит к непоправимым последствиям… Нам кажется, что мы совершенствуем мир, в котором живем, а на самом деле разрушаем среду, которая нас породила!
Тема нашего занятия «Глобальные экологические проблемы современности» Слайд ## 14

Я уверена, что все вы много раз слышали словосочетание «глобальные проблемы», скажите, а что обозначают эти слова?
Организация дискуссии, в ходе которой учитель доказывает, что все глобальные проблемы человечества (перенаселение, недостаток пищевых ресурсов и др.) тесно взаимосвязаны между собой, а особенно с экологической. Слайд ## 15
Экологические проблемы сложны и многообразны, в рамках одного урока мы можем лишь коротко познакомиться даже не со всеми из них. Человечество оказывает разрушительное влияние на всю биосферу в целом, косвенно и опосредованно: уничтожает живые организмы, загрязняет и разрушает среду их обитания. Загрязнению подвергается воды, почвы и горные породы, воздух которым мы дышим!

На основании иллюстрирующих слайдов, учитель рассказывает о наиболее важных экологических проблемах: озоновые дыры, парниковый эффект, уничтожение живых организмов, загрязнение вод нефтепродуктами и проч. Примерный текст:
Жизнь на Земле возможна до тех пор пока существует земная атмосфера - газовая оболочка, защищающая живые организмы от вредного воздействия космического излучения, резких колебаний температуры. Слайд ## 16. Атмосферным воздухом дышит большинство живых организмов . Недаром говорят, необходим, как воздух, подчеркивая важность чего-либо. Ведь без воздуха человек может прожить лишь 4-5 минут. Наибольшее значения для всех живых организмов. в т.ч. и человека имеет постоянство состава воздуха. В последнее время наблюдаются устойчивые процессы изменения состава воздуха за счет сельского хозяйства (внесение удобрений и, как следствие, увеличение количества азота в атмосфере), промышленности и транспорта (выбросы углекислого газа), уменьшения площади лесов (источника кислорода). Транспорт - это один из основных источников загрязнения! Слайд ## 17
Слайд ## 18. Серьезные последствия имеет загрязнение атмосферы фреонами, которые разрушают озоновый слой, поглощающий ультрафиолетовое излучение солнца. Доказано, что жесткое УФ излучение является одним из факторов развития рака кожи у человека.
Слайд ## 19. Большую опасность п.с. кислотные дожди, которые разрушают даже памятники архитектуры, что уж говорить о живых организмах! Кислотные дожди образуются в результате смешивания сернистого газа и капелек воды в облаках.
Слайд ## 20-21. В результате происходит закисление почв, которое отрицательно сказывается на развитии растительности: у деревьев развивается суховершинность, многие растения не способны жить в таких условиях и поэтому гибнут.
Слайд ## 22. Печально известный, благодаря СМИ, парниковый эффект представляет собой повышение концентрации углекислого газа в атмосфере. Углекислый газ свободно пропускает коротковолновое солнечное излучение, но задерживает длинноволновое - тепловое. В результате, по одной из гипотез, происходит потепление климата. Но, следует отметить, что многие физгеографы считаю текущее потепление климата естественными колебаниями климатического режима на Земле. Кроме того, запыление атмосферы в результате интенсивной хозяйственной деятельности дает обратный эффект.
Слайд ## 23. Самое опасное загрязнение атмосферы это радиоактивное загрязнение. Это угроза для здоровья и жизни людей не только ныне живущих, но и будущих поколений, т.к. радиация - это причины возникновения самых разнообразных мутаций генетического материала. Доказано, что не существует столь малой дозы ионизирующего излучения, которая была бы безопасна для живых организмов. Но человечество совсем не осознает этой опасности, посмотрите на эти вопиющие факты… Слайд ## 24.

Слайд ## 25. Вода - это жизнь. Загрязняя воду, человек убивает самого себя. Несмотря на то, что воды - это самое распространенное вещество на земле, в последнее время человечество испытывает острый дефицит пресной воды. 34% используется для разбавления отходов производства и бытовых стоков, 37% пресной воды используется на орошение (результатом которого является засоление почв!), потребление пресной воды на бытовые нужды неуклонно возрастает вслед за ростом количества населения. Загрязняются поверхностные воды стоками промышленных предприятия, особенно здесь отличились целлюлозно-бумажные комбинаты, металлургические предприятия, химическая промышленность. Одними из опаснейших загрязнителей являются нефтепродукты. Слайд ## 26.
Слайд ## 27. Механизм загрязнения нефтью заключается в следующем: нефть распределяется по поверхности воды тончайшей пленкой (10-4мм), которая нарушает газо-, тепло- , и водообмен. Небольшое пятно площадью до 10 м2 растворяется в воде в течение 24 часов. образуя эмульсии. Нефтяные эмульсии потребляются планктонными организмами, комочки нефти оседают на дно, нефть вступает в сложные физико-химические взаимодействия с водой, окисляется атмосферой. Результатом всего этого является массовая гибель водных и околоводных живых организмов.
Слайд ## 28. И опять только факты, комментарии здесь излишни…
Слайд ## 29. Есть пословица «Земля кормит людей, как мать детей». Речь в ней идет о плодородном слое почвы, который на протяжении тысячелетий интенсивно используется человеком при ведении сельского и коммунального хозяйства, прокладке транспортных путей, устройстве промышленных предприятий. Эти воздействия приводят к многочисленным негативным последствиям, наиболее опасной из которых является эрозия почв. На образование гумусового горизонта толщиной 25 см уходит 2 - 7 тысячелетий, а нарушенные почвы могут быть смыты всего за несколько минут или часов! Несоблюдение технологии распашки земель приводит к т.н. пыльным или черным бурям, уносящим плодородные земли на тысячи километров.
Слайд ## 30. И снова только факты …
Слайд ## 31. Еще одна сложная, не всеми осознаваемая, экологическая проблема - стремительное сокращение видового разнообразия на нашей планете. Живые организмы гибнут из-за прямо уничтожения, разрушения и загрязнения мест обитания, игнорирования ценности биологического разнообразия. Научное сообщество давно осознало, что еще очень и очень многое не известно людям о своей планете. И поэтому сохранение живых организмов должно проходить под лозунгом «если природа их создала, значит, это кому-то надо».
Слайд ## 32. Только страшные факты…
Слайд ## 33. Список экологических проблем огромен и многие из них мы даже не упомянули сегодня. Но я думаю, что сказанного уже достаточно, чтобы понять: человечество стоит на краю пропасти, выбраться из которой будет невозможно. От каждого из нас зависит: сделаем мы этот последний шаг в пропасть или нет?..

Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего занятия, для эффективного решения той или иной проблемы необходимо действовать ее сообща. Чем мы сейчас вами и займемся!
Команды получают бланки для работы
Задание №1 Слайд ## 34
В красном поле листа запишите номер команды и 3 экологических проблемы (по одной в каждой ячейке), которые вы ваша команда считает наиболее важными. Обсудите свое решение в группе, чтобы мнение группы было коллективным мнением ее участников, и выберите спикера, который озвучит мнение команды!

Время выполнения 5 минут.

После выполнения задания бланки собирает учитель, зачитывает проблемы, на доске выполняется их список. Вместе с учащимися проводится их классификация на локальные и глобальные проблемы. Затем бланки вновь раздаются группам, но так, чтобы каждая группа получила не свой лист*

Задание №2 Слайд ## 35
В зеленом поле листа запишите номер команды и пути решения для каждой из предложенных проблем. Обсудите свое решение в группе, чтобы мнение было коллективным мнением ее участников.
Время выполнения 5 минут.

После выполнения задания представители команд зачитываю предложенные пути решения, организуется их обсуждение. Затем бланки вновь раздаются группам, но так, чтобы каждая группа получила не свой лист

Задание №3 Слайд ## 36
В голубом поле листа запишите номер команды и кто, по Вашему мнению должен решать поставленные экологические проблемы. (население, правительство, местные власти, социальные группы или кто-то еще?) Обсудите свое решение в группе, чтобы мнение группы было коллективным мнением ее участников.
Время выполнения 5 минут.

После выполнения задания представители команд зачитываю ответы. Учитель в заранее вычерченный на доске круг ставит отметки: в одну половину круга ставится отметка, если предлагается решение по принципу «кто-то другой», а во вторую - по принципу «проблему решаю я сам», но командам об этом заранее не сообщается.

По какому принципу расставлены отметки в разных частях круга?

Команды высказывают свои предположения. Организуется дискуссия, в результате которой учащихся нужно подвести к мысли о том, что наши проблемы должны решать, прежде всего, мы сами, а не кто-то другой (власти, экологи и проч.)

Итак, решать наши проблемы должны, прежде всего, мы сами, но чтобы решать проблему нужно знать, в чем она заключается и как именно ее нужно и можно решать.

Организация проведения групповой рефлексии по карточкам (см. приложение №2). Учитель должен обратить внимание на то, что в карточке должно быть отражено общее мнение всей группы.

Спасибо за работу на уроке!!!
Слайд ## 37

_______________________________________________
** В зависимости от темпа работы учащихся и количества групп обсуждение результатов поэтапного заполнения бланков можно проводить в виде простой констатации, выделенных проблем учителем, или развернутого обсуждения с аргументацией своего выбора.
Категория: Конспекты уроков | Добавил: Slavyana_Nikolaeva
Просмотров: 11143 | Загрузок: 1818 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Просто сейчас занимаюсь наполнением новостного портала http://softyork.ru/17945-verhom-na-pule-riding-the-bullet-hdtvrip.html - онлайн Верхом на пуле

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наши друзья
Методсовет Каталог сайтов 'Российское образование в сети'
Архив записей

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz